16 апреля 1934 было установлено звание Героя Советского Союза. Оно являлось высшей степенью отличия и присваивалось за личные или коллективные заслуги перед государством и обществом, связанные с совершением геройского подвига.
Медаль «Золотая Звезда» была учреждена 1 августа 1939 года в целях особого отличия граждан, удостоенных звания Героя Советского Союза и совершающих новые героические подвиги.
Первые семь Героев Советского Союза - лётчики, осуществившие спасательную операцию экипажа раздавленного льдами парохода "Челюскин".
В рамках проекта «Герои русских побед», реализуемого АНО "Мой выбор" при поддержке Фонда президентских грантов, расскажем о Медали номер 6 и почти Трижды Герое Советского Союза Михаиле Водопьянове.
В 1933 году, совершая перелёт из Москвы на Камчатку, он потерпел аварию в районе Байкала (бортмеханик погиб), а сам летчик получил несколько переломов и тяжёлое сотрясение мозга. В 1934 году принял участие в спасении "челюскинцев" - совершил тяжёлый 6000 км перелёт от Хабаровска до Чукотки, а из Анадыря летал трижды в ледовый лагерь "челюскинцев" и вывез 10 человек.
В 1936-1937г.г. внес вклад в создание дрейфующей станции "Северный полюс-1", совершил несколько полётов вокруг Земли Франца-Иосифа, отслеживал ледовую обстановку в Баренцевом и Карском морях. 21 мая 1937 года Михаил Васильевич совершил посадку на лёд на бомбардировщике ТБ-3 на Северном полюсе, использовав при этом парашютный тормоз - это было сделано им впервые. Так состоялась высадка полярников во главе с Отто Шмидтом и создана первая в мире дрейфующая станция "Северный полюс-1". За этот подвиг Водопьянов получил Орден Ленина, что практически приравнивалось ко второй Звезде Героя, ведь Дважды Героя Советского Союза тогда ещё не существовало.
М. Водопьянов участвовал в войне с Финляндией в качестве командира бомбардировщика ТБ-3, совершил несколько боевых вылетов.
С началом Великой Отечественной Войны лично добился от Сталина отправки на фронт и назначения на должность командиром 81-й дальнебомбардировочной дивизией, которая выполняла особое задание Ставки. В августе-сентябре 1941 года она совершала авианалёты на Берлин. С 1942 года Михаил Васильевич командовал авиадивизией, которая занималась доставкой снабжения для партизан за линию фронта.
После Войны участвовал в высокоширотной экспедиции "Север-2" по организации дрейфующей станции "Северный полюс-2". За это был представлен ко второй Звезде Героя, но не получил её из-за секретности экспедиции.
Вот так Михаил Водопьянов мог стать Трижды Героем страны.
В 50-е годы он работал полярным лётчиком, а после выхода на пенсию занимался литературной деятельностью. Стал автором книг "Киреевы", "Полеты", "Мечта пилота", "От сохи к самолету", "Валерий Чкалов", "Полярный летчик", "В ледовом плену".
Юрий Гагарин декламировал в детстве:
Я хочу, как Водопьянов
Быть страны своей пилотом
И летать над облаками,
Управляя самолетом
Многие мальчики, прочитавшие книгу Михаила Водопьянова «Полярный летчик» (1954 год, сборник рассказов) стали потом летчиками.
Михаил Васильевич был многодетным отцом. И ушёл из жизни в 1980 году, оставив после себя много потомков.
Имя первого полярного летчика носил авиаклуб в Коломне. А сам Михаил Васильевич очень любил проводить время на своей даче в Подмосковье. Этот район близ Бисерова озера многие так и называют Водопьяновские дачи.
Информация представлена АНО "Мой выбор" в рамках проекта "Герои русских побед", реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов.